Попытка республиканского переворота в Вене
Буржуазия Вены восприняла бегство императора как катастрофу для себя. Потеряв защиту в его лице, она оказалась наедине с народом и трепетала перед призраком «республики, анархии, коммунизма». Кроме того, бегство императора и знати привело к резкому сокращению доходов крупных предпринимателей и торговцев — поставщиков двора и аристократии. Паника среди буржуазии еще более усилилась, когда министерство специальным указом 18 мая ограничило выдачи вкладов из сберегательных касс.
В тот же день министерством была направлена в Инсбрук делегация во главе с графом Гойосом с целью добиться возвращения Фердинанда в Вену, но император отказался удовлетворить просьбу делегации.
Контрреволюция верно рассчитала свой ход. В среде буржуазии бегство императора вызвало прилив монархических чувств. Первыми подняли голос члены «Политико-юридического» и «Промышленного» союзов. «Отъезд императора,— писала «Венская газета»,— может сыграть ту же роль, что и бегство Людовика XVI, т. е. стать сигналом к установлению республики. Этого нельзя допустить».
В этот момент выступили демократические деятели Гефнер и Тувора. Убежденные, что со дня на день можно ждать перехода контрреволюции в наступление, они решили предупредить врага и сделали попытку свергнуть министерство. Гефнер, редактор газеты «Конституция», «Марат австрийской революции», как его называли современники, был ярым врагом аристократии и духовенства, пламенным пропагандистом идеи народного суверенитета. Он решил, что в связи с бегством императора и растерянностью в правительственных кругах создались условия, благоприятные для республиканского переворота. Утром 18 мая он, вместе со своим соратником литератором Тувора, направился в западные предместья Вены и стал призывать рабочих к восстанию, свержению министерства и созданию временного правительства. Во главе нового правительства должны были стать видные деятели демократического лагеря: Тувора — в качестве министра иностранных дел, Гефнер — министра внутренних дел, журналист Киш — министра торговли и т. д. Призыв Гефнера и Тувора встретил сочувствие и поддержку рабочих, но мелкая буржуазия и студенчество не поддержали их. Министерство приказало немедленно арестовать обоих революционеров. Из рядов сопровождавших их национальных гвардейцев раздавались крики: «На фонарь их, на фонарь!» Подоспевшие члены Комитета общественной безопасности Гольдмарк и Винше взяли арестованных под свою защиту, но в пути они снова подверглись оскорблениям со стороны национальных гвардейцев; только выдержка и спокойствие Гефнера спасли им жизнь.
Попытка создания демократического временного правительства потерпела неудачу. Причиной этой неудачи был поворот буржуазии вправо. Этот поворот был вызван страхом имущих классов перед народом, перед республиканским движением. Немалое значение имели и материальные интересы тех венских купцов и промышленников, которые были поставщиками двора и аристократии.