Ярополк , Олег , Владимир
Обилие во всем, и братское согласие были повсеместны в России, когда великий князь Святослав оставил ее и прельстился красотою страны чуждой. Россия тосковала ; но утешилась , когда вместо одного, три князя обратили на нее внимание. Киевляне хвалились добродушием князя своего Ярополка ; Древляне превозносили Олега за его любовь к охоте и смелость при нападении на зверей ; Новгородцы не уступали им, и спорили, что их князь Владимир превосходить их князей и добродушием и смелостью. Так спорили Киевляне, Древляне и Новгородцы на торговых съездах, и мирные братья от одной матери России — не редко расставались с недружелюбием.
Любовь к государям есть основа любви общественной, она соединяет все сословия общими выгодами; но и отчуждает от тех, которые повинуются другой верховной воле. Последнее произошло в России после ее разделения, и по кончине Святослава. Свенельд вооружил мирного Ярополка против Олега, и Киевляне раздружились с Древлянами. Владимир ненавидел Ярополка, и Новгородцы охолодели к Киевлянам. Таково было следствие первого разделения России.
Лют, сын Свенельда, не разделявший, как видно, трудов своего отца, во время его походов, жил, как сын богатого боярина, в Киеве, и любил одну охоту. Не довольствуясь лесами Киевской области, он с ловчими заехал в землю Древлянскую, и в заповедный лес, в котором охотился один только князь Олег. Лесничие , оберегавшие княжеский зверинец, говорили ему, что никто посторонний, из другого княжества, не может бить зверей в лесах Древлянских ; но гордый Лют отвечал им с презрением , что вся земля Русская принадлежит великому князю Ярополку. Лесничие—Древляне, оскорбленные неуважением к их князю, гордостью и наглостью Киевлян, заставили собою дорогу в зверинец, и употребили силу. Началась драка. Лют со своими ловчими, был слаб против тех, которые привыкли побеждать медведей и других сильных зверей в рукопашном бою. Древляне одолели, и Лют израненный, и избитый, полумертвый был спасен его ловчими. Он рассказал отцу своему, что, проезжая мимо Древлянского леса, встретился с Олегом , который, узнав, что он сын Свенельда , первый поразил его бердышом, и грозился не только истребить весь дом их, но и свергнуть Ярополка с великокняжеского престола.
В Полоцке, где, тихая Двина напояет берега и цветущие поля, жила Рогнеда, дочь Полоцкого князя Рогвольда. Болтливая молва разнеслась повсюду о красоте княжны Полоцкой, и ее говор слышан быль и в Киеве и в Новгороде. Ярополк искал себе подругу добрую, нежную. Пылкий и любострастный Владимир хотел иметь красавицу. Оба предложили Рогвольду желание иметь за собою Рогнеду. Княжна Полоцкая, гордая, как Нордманка, зная происхождение, а больше нрав обоих князей, объявила согласие быть женою Ярополка, а посланным от Владимира отвечала: «не хочу повиноваться сыну рабыни Малуши.» Несчастная не предвидела ужасных последствий для себя, для своего отца, братьев и для всего Полоцка. Владимир обиделся, услышав ответ гордой Рогнеды ; он сказал яростным голосом : «волею, или неволею будешь моею, Рогнеда и почувствуешь на себе крепкую руку Владимира!»
Престарелый Свенельд забыл милости великого князя Святослава, чувствовал только скорбь осиротевшего отца, и помнил последние слова умиравшего сына. Блуд, друг его, коварный и властолюбивый любимец Ярополка, условился с ним воспользоваться смертью Люта, как удобнейшим, единственным случаем овладеть княжеством Древлянским, и, изгнав Владимира из Новгорода, восстановить единодержавие, а самим, но доброте великого князь, управлять Россией. Убедительные внушения и доказательства их на умысел Олега:
овладеть Киевом, победили добрые и миролюбивые наклонности Ярополка. Он не внимал добрым и спасательным советам своей матери : не поднимать меча на единоутробного брата ; но за убиение знатного Киевлянина в земле Древлянской, объявил князю ее войну. Олег оправдывался, что не имел никакого участия в этом деле, и убеждал не разрывать союза по случаю, который не нарушал общественная спокойствия и не охлаждал любви между братьями. Мстительный Свенельд и властолюбивый Блуд, погасили последнюю искру братской любви; брат восстал на брата. Ярополк выступил против Олега с войском.
Олег, не думавший иметь себе врага в родном брате, с малою дружиною встретил его недалеко от Овруча, не для битвы, а для мирных переговоров. Мстительный Свенельд яростно ударил на неосторожных. Древляне смешались ; побежали в беспорядке, и увлекли с собою князя. Преследуемые Киевлянами, они стеснились на деревянном мосту, и обломили его. Несчастный Олег обрушился с своим конем ; за ним повалились все, и подавили его своею тяжестью. Свенельд торжествовал. Ярополк с горестным чувством вступил в Овруч, не при радостных и приветливых криках народа, но ехал по опустелым улицам к терему княжескому, и не встречал никакого сопротивления. Два сына Олега были в своих уделах: Судислав во Пскове, Позвизд в Берестовте, а жители Овруча или разбежались, или скрылись в домах.
Унылый звук труб раздался по главной улице Овруча, и дал знать о печальном шествии. Древлянские воины несли на щитах своего князя, погибшего несчастным образом, и положили его перед Ярополком, сидевшим с растерзанным сердцем на дворе княжеском. Ярополк любил Олега, он наклонился над обезображенным телом брата, зарыдал, и слезы его полились на раздавленное и окровавленное лицо брата. «Вот твоя жертва ! » сказал он Свенельду —« князь погиб за Киевлянина !» « Кровь за кровь ! » отвечал бесчувственный старик. Добрый и пораженный участью князь, и, как бы предчувствуя свою погибель, Ярополк не мог быть при погребении Олега, и в мрачной думе возвратился в Киев ; мать встретила его с горькими слезами; он заперся в своей храмине ; предался мучительному воспоминанию ; но хитрый и сладкоречивый Блуд утешил его лестною властью над всею Россиею. Свенельд заставил Древлян, покориться великому князю Киевскому, и платить ему дань.
Надежды двух зломыслящих вельмож Блуда и Свенельда, вполовину исполнились. Оставалась одна Новгородская область независимою от Киева. Там княжил Владимир, которого изгнать, казалось им, весьма не трудно. Единодержавие спасительно ; но меры честолюбцев пагубны. Они убедили Ярополка послать в Новгород повеление , чтобы Новгородцы отказались от своего князя, как рожденного от Ольгиной ключницы, и признали бы над собою власть великого князя Киевского. В противном случае войска всей южной России явятся пред Новгородом и Владимира постигнет Олегова участь.
Новгородцы, покойные под рукою любимого ими князя, поколебались. Добрыня, брат Малуши матери Владимира, узнав опасность со стороны Киева и расположение Новгородцев, советовал ему на время удалиться за море. Варяги не изменили Владимиру, и он с дружиною их оставил Новгород, и поспешил увидеть отечество предка своего Рюрика.
Ярополк сделался единодержавным, и послал Блуда наместником для управления Новгородскою областью. Новгородцы смирились пред Ярополком. Два года великий князь Киевский покоился на ложе тишины. Владимир не дремал, и не забывал оскорбления и потери. Мужественный вид и крепость тела заставили Варягов признать его вождем своим, и помогать ему в войне против Ярополка. С такой преданной дружиной Владимир приближался к Новгороду; Блуд, зная нрав князя, и не видя расположения к себе Новгородцев, бежал. Добрыня, с почетнейшими гражданами, с радостью встретил возвращающегося с чужбины князя. Тишина должна была восстановиться в России, но слова : сын гражданки Новгородской, сын рабыни уязвляли сердце Владимира, а властолюбие Ярополка не давало ему покоя. Он решился жестоко отмстить гордой Рогнеде и жениху ее князю Киевскому.
Однажды престарелый Рогволод, сподвижник Святослава в войне с Козарами, и отец своих подданных, сидел у окна, обращенного к западу, и в задумчивости сравнивал себя с охладевшим и закатывавшимся за лес, светилом. Два сына его, служившие примером юношеству, возвратились с охоты с добычею, и приказывали слугам сделать из нее приготовление к столу. Рогнеда, обреченная невеста Ярополка, образец ума и красоты, занималась рукоделием, и готовила какой-то подарок жениху своему. Вдруг поднялась страшная пыль, на дороге к востоку, вот уже засветились и бердыши от лучей солнечных. Мирный Рогвольд не ожидал ничьего нашествия, он не имел врагов, но смутился.
Владимир приказал Варягам, под начальством другого воеводы , идти по дорог к Киеву, а сам с Добрынею, ведя Новгородцев, пошел к Полоцку, и горел от нетерпения отмстить невинной Рогнеде самым лютым образом.
«Вольница новгородская и с своим князем!» кричали жители Полоцка , бегавшие по улицам в смятении. Рогвольд не знал, что делать. Он узнал причину нечаянного нападения Владимира. Рукоделие выпало из рук Рогнеды. Она побледнела, затрепетала и упала. Ея братья хотели остановить бегущих, собрать дружину, и встретить неприятеля; но напрасно. Окруженный Полоцк запылал со всех сторон, и новгородская вольница, с обнаженными мечами и тяжелыми бердышами , скакала по всем улицам. Рогвольд, два его сына были схвачены жестоким Добрынею, и изрублены перед глазами полумертвой и бесчувственной уже Рогнеды. Объявив себя князем Полоцким, Владимир поспешил к Варяжскому войску, которое вступало в землю Северян, и послал к Ярополку, чтобы он приготовился дать отчет в умерщвлении Олега, в своевольном присвоении верховной власти над всею Россиею, и утвердить право свое оружием.
Ярополк оробел, оробели и Киевляне. Они знали, что Варяги, искусные в военном деле, превозмогут их на поле брани, а Новгородская вольница покажет всё свое неистовство в стенах Киевских. Один только Блуд оставался спокоен. Для низкой души его было всё равно служить Ярополку, или Владимиру, он умыслил предать князю Новгородскому своего князя и благодетеля. Верный Ярополку, но мало уважаемый отрок Варяжко, знал коварство и измену Блуда; советовал Ярополку удалиться из Киева к Печенегам; составить из них и верных Киевлян войско, и сразиться с Владимиром. Блуд представил последствия советов Варяжка в ужасном виде ; убедил слабого князя укрепиться в город, и держаться в нем, пока не примирится Владимир. Спасительное предостережение верного раба осталось без внимания. Предатель близок был к своей цели. Владимир, уверенный в своем успехе, обложил город. Блуд представил Ярополку невозможность удержаться в Киеве, и советовал с преданной дружиной удалиться в город Родню. Победитель вступил в Киев, и расположился на Берестове , в тереме Святослава. Сильный отряд войска окружил город Родню.
Блуд связал уже сети для своего государя, он давал знать Владимиру обо всем , и всё делалось по его желанию. Томительный голод и нестерпимая жажда убивали и воинов и граждан. Беда аки в Родне ! долго говорили Русские во время неурожая хлеба. «Не иди, князь, к брату своему в Киев!» говорил верный слуга Варяжко, когда Ярополк, по совету предателя Блуда, не внимая рыданиям своей супруги, готовившей уже наследника великокняжескому Киевскому престолу , собирался ехать к Владимиру. «Там наше спасение ! » сказал грозно Блуд, и указал верноподданному на свой меч. Варяжко замолчал перед сильным вельможею.
Звук труб дал знать о прибытии великого князя Киевского на Берестов. Владимир, окруженный Варягами, державшими в руках длинные копья, сидел на высокой скамье в той самой храмине, в которой Святослав принимал изменника Калокира. Два Варяга, исполины ростом, вооруженные с ног до головы, с обнаженными мечами стояли по обе стороны двери. Предатель Блуд отворил и затворил ее с поспешностью , чтобы никто не вошел в нее. Ярополк ступил за порог, и сильные Варяги подняли его на мечи, Блуд подошел к Владимиру, и поздравил его с совершенною победою. Владимир, при всей своей жестокости, видя перед собою умирающего брата, отворотился от предателя.